Кафедра русского языка как иностранного

Зав. кафедрой, кандидат филологических наук, доцент – Аутлева Фатима Аминовна. Фатима Аминовна является автором более 25 научных и научно-методических работ по кафедре русского языка как иностранного, ряд которых опубликован в зарубежных изданиях. Сферой научных интересов Аутлевой Ф.А. является изучение фольклорно-эпического сознания в художественном осмыслении современных нравственно-философских проблем. 
 
Фатима Аминовна ведет свои занятия на высоком научно-теоретическом и методическом уровне. Аутлева Ф.А. имеет большой опыт учебно-методической, научной и воспитательной работы.

 

Кафедра русского языка как иностранного образована в 2009 году.

Преподаватели кафедры ведут активную научно-исследовательскую работу по следующим направлениям:

·         повышение эффективности довузовской подготовки;

·         освоение новых педагогических технологий;

·         формирование толерантного социокультурного пространства;

·         адаптация иностранных студентов к культурно-образовательной среде;

·         учебно-исследовательская деятельность иностранных студентов;

·         лингвокультурологические аспекты в преподавании русского языка как иностранного;

·         проблемы физиологической и дидактической адаптации;

·         дифференцированный подход в обучении;

·         обобщение опыта преподавания русского языка и профильных дисциплин;

·         выработка рекомендаций по совершенствованию учебного процесса;

·         исследование проблем повышения эффективности довузовской подготовки иностранных граждан;

·         разработка новых технологий обучения иностранных студентов русскому языку и профильным дисциплинам;

·         изучение проблем взаимодействия преподавателей ФМО в методическом обеспечении проведения занятий по научному стилю речи;

·         разработка научно обоснованных рекомендаций по составлению учебных пособий по РКИ и профильным дисциплинам.

Тема научно-исследовательской работы кафедры РКИ – «Вербально-кодовая система обучения иностранных учащихся и вопросы адаптации в неродной социокультурной среде».

Область научных интересов преподавателей факультета достаточно широка: 

  • народноэпическое сознание в философской прозе на стыке русской и кавказских литератур (Аутлева Ф.А.);
  • лингвокультурное адаптирование студентов-иностранцев на уроках русского языка как иностранного (продвинутый этап) на примере стереотипа «врач/медик» (Болокова Н.К.);
  • художественное осмысление нравственно-философских проблемв современной адыгейской поэзии (Коблева З.А.);
  • пропедевтическая работа над сложным предложением при обучении иностранных студентов на продвинутом этапе (коммуникации) (Кодзаева О.С.);
  • особенности формирования толерантности и межэтнических взаимоотношений в студенческой среде (Пафова Ф.А.).

 

Подготовительное отделение – это первый этап университетской жизни студента-иностранца. Кафедра русского языка как иностранного обеспечивает обучение иностранных студентов русскому языку по программам довузовской подготовки и продвинутого уровня студентов 1-2 курсов МГТУ. В процессе изучения русского языка иностранные студенты получают первые представления о культурных и научных достижениях России, развивают познавательную активность, формируют лингвокультурологическую компетентность и осваивают профессиональный язык выбранного профиля подготовки.

В ходе обучения слушатели подготовительного отделения факультета международного образования обязаны реализовать следующие интенции:

·                    вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять; привлекать внимание, просить повторить, переспрашивать, напоминать, завершать беседу;

·                    запрашивать и передавать информацию: задавать вопросы или сообщать о факте или событии, лице, предмете, количестве, качестве, принадлежности предметов, о действии, времени, месте, причине и цели действия или события;

·                    выражать намерение, желание, просьбу, требование, пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие, несогласие, отказ, разрешение, запрещение, обращение, неуверенность, сомнение;

·                    выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию, поступку, выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие, сожаление.

Иностранный студент, завершивший обучение по образовательной программе предвузовской подготовки по русскому языку, должен быть способен продолжать обучение на русском языке в вузах Российской Федерации, то есть:

·                    владеть русским языком в объеме, обеспечивающем возможность осуществлять учебную деятельность на русском языке и необходимом для общения в учебно-профессиональной и социально-культурной сферах;

·                    владеть системой предметных знаний, необходимых для продолжения образования в российском вузе;

·                    быть психологически готовым к учебной деятельности в условиях новой для него социально-культурной среды.

Учебный процесс на кафедре осуществляют высококвалифицированные преподаватели.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пафова Фатима Абрековна, декан факультета международного образования, кандидат филологических наук, доцент. Автор более 20 научных работ.

 

 


Коблева Зурет Асланчериевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, автор 35 научных работ.

 

Кодзаева Олеся Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, автор более 20 научных работ.

 

Болокова Нуриет Кадырбечевна, кандидат филологических наук, доцент

С 2010 г. кафедра проводит ежегодную международную научно-практическую конференцию «Языковая политика России на современном этапе. Состояние исчезающих языков малочисленных народов». Также в рамках ежегодных научно-практических конференций МГТУ проводятся круглые столы по инициативной теме кафедры РКИ, по разделам «Новые направления в лингвистике», «Теории межкультурной коммуникации, психолингвистике, лингводидактике, методике преподавания русского языка как иностранного» и по теме «История языка и межкультурная коммуникация – история народа»; литературные чтения «Знакомство с русской поэзией»; олимпиады по русскому языку и страноведению среди студентов-иностранцев.

Похожие новости